Тема: Любовь и судьба Мастера

Задания:

  1. Изучите лекцию
  2. Выберите правильный ответ

1. Какие цветы несла Маргарита во время первой встречи с Мастером?

1) розы

2) мимоза

3) тюльпаны

4) ландыши

2. О ком из героев идет речь в цитате: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»?

— Иван Бездомный

— Фрида

— Мастер

— Гелла

— Маргарита

3. Запишите в тетрадь терминологический словарь.

Выполненные задания отправьте в группу WhatsApp 8-963-571-99-06

Терминологический словарь:

Роман – жанр, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени.

Сатира – резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств.

Деталь художественная – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

Символ – способность художественного образа соединять предметное значение с множеством переносных смыслов.

Лекция

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». О какой же любви говорит Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите»?

Тема любви в романе является своеобразным связующим звеном сюжета. Она ведёт к постижению истины и именно она противостоит злу. С этим чувством связаны понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины и гармонии.

Мастер и Маргарита присутствуют в произведении неразрывно. Они появляются вместе в 13 главе. С этого момента начинается рассказ о любви, которая, по словам Александра Куприна, «должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», которую не должны касаться «никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы».

Устами Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работает в одном из музеев столицы, иногда занимается переводами. Выиграв большие деньги, он снимает подвальные комнаты в маленьком доме, покупает нужные книги и начинает писать роман о римском прокураторе в Иудее Понтии Пилате. Мастер, переживает свой «золотой век». Наступающая весна прекрасна, роман о Пилате идёт к конку.

Однажды случается «нечто гораздо более восхитительное», нежели крупный выигрыш – Мастер встречает женщину, очень красивую, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах». «Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве».  С этого момента жизнь его обретает полноту. Булгаков пишет: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Женщина эта красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна.

Рассказывая о ней, автор восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» Героиня одинока и несчастна – в её жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты приходит смысл.

Вот отрывок из романа, в котором происходит переход от любования автором своими персонажами к кульминации:

«Она приходила, и первым долгом надевала фартук, и в узкой передней … на деревянном столе зажигала керосинку, и готовила завтрак, и накрывала его в первой комнате на овальном столе. Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюблённые растапливали печку и пекли в ней картофель. От картофеля валил пар, чёрная картофельная шелуха пачкала пальцы. В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы. Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе её жизнь. Он был дописан в августе месяце, был отдан какой-то безвестной машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь.

– И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась…». Булгаков доказывает нам, что для любви быт не помеха. Главное быть рядом с любимым человеком.

У возлюбленных есть общие интересы. Он работает над романом, эта работа поглощает и её. Она – Муза, критик, единственный читатель и соавтор.

По сюжету роман написан в августе, но его не печатают, подвергнув критике. А затем Мастера уличают в том, что он не похож на остальных авторов, не так мыслит, не так чувствует. «Настали безрадостные осенние дни…».

Мир литературы, реальность, в которую попал Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта – ломает его.

Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Булгаков пишет историю самоотверженного и бескорыстного чувства.

Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

А когда в середине января, ночью, он возвращается, в его квартире уже обитает Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик. Мастеру ничего не остаётся, как идти в клинику для душевнобольных. Он отказывается от своей любви.

Маргарита за право быть рядом с любимым соглашается продать душу дьяволу. Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. «Дикий разгром», учинённый героиней, прекращается, как только она видит в одном из окон испуганного малыша.

С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают её избавить от страданий других. Маргарита бесцельно тратит дар Воланда, единственное заветное желание, прощая Фриду. «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок». Всеведущий дьявол потрясён. Он не знает мира любви и мира милосердия. Он оценивает её порыв.

«– Ну что ж, Бегемот, – заговорил Воланд, – не будем наживаться на поступке непрактичного человека в праздничную ночь, – он повернулся к Маргарите, – итак, это не в счёт, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя?»

Превращение в ведьму не лишает Маргариту главного – истинной женственности.

В романе «Мастер и Маргарита» автором раскрывается тема вечной любви и верности как спасительной силы души.

Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для неё стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не всё ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» «устраивает» этот покой. Маргарита останется с любимым навсегда, ведь рядом с ним её и смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.

Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты. Прототипом героини стала Елена Сергеевна Шиловская, а прототипом Мастера – сам автор.

1939 год XX века. 49-ый год жизни Булгакова. Тяжело больной, Михаил Афанасьевич продолжает работать над романом. В своём дневнике Елена Шиловская пишет: «Я люблю роман бесконечно».

Последнее, что слышит угасающий автор, это клятву жены: «Я даю тебе честное слово, что я перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать». Елена Сергеевна проживёт без Булгакова ещё 30 лет. Она сделает всё, что обещала мужу.

Образ Маргариты воплощает абсолютную любовь, идеал, стоящий выше всего, – даже выше христианского идеала спасения души.

Любовь у Булгакова вечная и верная. Это рок. Это самоотверженность и бескорыстие. Это милосердие и сострадание.