Тема: Роман-эпопея «Тихий Дон»
Задания:
- Изучите лекцию.
- Ответьте на вопросы:
1.Определите жанр «Тихого Дона»:
повесть,
роман,
роман-эпопея,
исторический роман.
2.Какие реальные исторические лица фигурируют в «Тихом Доне»:
Александр I;
Голицын;
Подтёлков;
Меншиков.
Выполненное задание отправьте в группу WhatsApp
Лекция
20-е годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. Страну накрывает волна гражданской войны.
Вначале Михаил Шолохов задумывает написать роман об участии казаков в Корниловском мятеже 1917 года. Но он оставляет этот замысел. Через год писатель заново берётся за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны.
Над четырьмя томами «Тихого Дона» Шолохов работает с 1925-го по 1940-й года. Первые три тома с сокращениями и цензурной правкой публикуют в журнале «Октябрь» в период с 1927-гопо 1930-й год. Четвёртый том автор заканчивает лишь спустя десятилетие – в 1940-м году.
Действие произведения охватывает события с 1912-го по 1922-й год. Шолохов поднимает темы нравственности и насилия, добра и зла, роли любви и героической смерти. Главная проблематика эпопеи – определение человеком своего пути.
Смысл
жизни Григория Мелехова, главного героя романа – это поиски правды жизни, «разрешения»
противоречий. На протяжении всего романа перед ним стоит проблема выбора между
миром и войной, милосердием и жестокостью, добром и злом, любовью и ненавистью.
В «Тихом Доне» большое количество действующих лиц. Среди них есть и реальные
исторические персонажи. Шолохов рисует жизнь казаков, поднимая проблему
взаимоотношения людей в традиционном обществе. Параллельно автор показывает,
как война побуждает народ занимать позиции по разные стороны поля боя. Брат
главного героя – Григория Мелехова – говорит: «Ты гляди, как народ разделили,
гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как
под лемешом. Чёртова жизня и время страшное!» Григорий Мелехов в разговоре с
персонажем Прохором Зыковым признаётся, что разделение это надуманное: «По мне
они одной цены».
Литератор Борис Васильев пишет: «В гражданской войне нет правых и виноватых,
нет ангелов и нет бесов… Главный итог, который мы вынесли, в том, что
гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда
не было победителей… В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся
Россия». Григорий Мелехов приходит к выводу: «Одной правды нету в жизни. Видно,
кто кого одолеет, тот того и сожрёт… А я другую правду искал. Душой болел,
туда-сюда качался». На страницах своего романа Михаил Шолохов демонстрирует как
зарождается взаимная жестокость враждующих сторон. Читатель видит зеркальные
сцены, как в эпизоде расправы над чернецовцами. Григорий воспринимает казнь
врагов как справедливое возмездие, о чём свидетельствует его страстный монолог,
обращённый к руководителю вражеского отряда Подтёлкову: «Под Глубокой бой
помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А?
Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!»
Позднее герой признаётся: «Ха! Совесть! … Я об ней и думать позабыл. … Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и ту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война всё из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…». Говоря о романе «Тихий Дон» нельзя не отметить, что Шолохову удалось очень тонко показать драматическую историю донского казачества переломного периода, – художественный авторский вымысел у него гармонично вплетён в документальную хронику. И это не случайно. Для Михаила Шолохова берег Дона – это его Родина. Он вырос в описываемых в романе местах и прекрасно знал внутренние жизненные устои казачества. Во все времена казаки умели совмещать в себе и землепашцев, и воинов, и верных отцов. Во все времена казаки самоотверженно защищали свою землю и свои дома. Поэтому на протяжение романа Григорий Мелехов постоянно вёл внутреннюю борьбу: с одной стороны он хотел поддержать власть красных, а с другой – он не мог отдать свою землю, на которой вырос и за которую боролся.