Тема: Понятие о сложном предложении

Задание:

  1. Внимательно изучите лекцию
  2. Сделайте конспект лекции

     3. ответьте письменно на следующие вопросы:

– Какие предложения называются сложными?

– На какие группы делятся сложные предложения?

– На какие группы делятся сложные союзные предложения?

– Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

– Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

4. Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Укажите соответствия.

1. Простые предложения — А. …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом
2. Сложные предложения — Б. …это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
3. Сложносочиненные предложения — В. …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа
4. Сложноподчиненные предложения — Г. …это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений
5. Бессоюзные предложения — Д. …это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами

Выполненное задание отправьте на адрес WhatsApp 8-963-571-99-06

  Лекция

Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

hello_html_m6d1db70c.jpg

Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:

1. Небо снова все покрылось тучами,      посыпался дождь.

(М. Горький.)

2. Покраснела рябина, посинела вода. (С. Есенин.)

3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.

4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)

5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)