Тема: Автоматические и автоматизированные средства управления.

1. Основные понятия и определения.

Целенаправленные процессы, выполняемые человеком для удовлетворения различных потребностей, представляют собой организованную и упорядоченную совокупность действий, называемых операциями. Операции делят на два класса: рабочие операции и операции управления.

К рабочим операциям относят действия такого рода, как, например, снятие стружки при обработке детали на станке, перемещение груза и т.п. Замена человека механизмом в рабочих операциях называется механизацией.

Для правильного и качественного выполнения рабочих операций необходимо направлять их действиями другого рода – операциями управления, посредством которых в соответствующие моменты обеспечивается начало, порядок следования и прекращение отдельных рабочих операций; процессу придаются нужные показатели – по направлению, скорости, ускорению рабочего инструмента, температуре, давлению и т.д. Совокупность управляющих операций образует процесс управления.

Замена труда человека как в рабочих операциях, так и в операциях управления, действиями технических устройств называется автоматизацией.

Совокупность технических средств – машин, орудий труда, средств механизации – при этом является объектом управления.

Совокупность устройств управления и объекта управления образует систему управления.

Система, в которой все рабочие и управленческие операции выполняются техническими устройствами, называется системой автоматического управления (САУ).

Система, в которой автоматизирована только часть управленческих операций, а другая их часть (обычно наиболее ответственная) выполняется людьми, называется автоматизированной системой управления (АСУ).

В ходе развития систем управления менялось соотношение между этими видами управления. Автоматизированное управление на определенном этапе считалось высшим уровнем автоматического. По мере совершенствования алгоритмов АСУ появились типовые алгоритмы управления, автоматизирующие сбор, обработку информации и принятие типовых решений в условиях определенности. Значит, в этой области автоматическое управление является верхним пределом автоматизированного управления. Но если взять весь комплекс задач функционального управления производством, то видно, что автоматизированное управление не может быть преодолено из-за необходимости принятия творческих решений в условиях неопределенности.

2. Классификация и состав АСУ.

По виду объекта управления АСУ делятся на: автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП) и автоматизированные системы управления производственно-хозяйственной деятельностью (АСУПХД), примерами которых являются автоматизированные системы управления предприятием (АСУП).

У этих видов АСУ имеется единая основа, которая заключается в процессе обработке информации. Это делает возможным построение интегрированных систем управления, где обрабатываются как данные о технологических процессах, так и данные о производственно-хозяйственной деятельности.

АСУТП по виду производства делятся на АСУ непрерывным производством и АСУ дискретным производством.

Технологический процесс включает переработку, транспортировку и хранение. Производство бывает дискретное и непрерывное.

Дискретное – производство, в котором переработка осуществляется в несколько этапов и от одной ее фазы к другой обязательно осуществляется транспортировка.

Непрерывное – производство, в котором обработка ведется на фоне транспортировки.

Всякая АСУ состоит из функциональной и обеспечивающей частей. Подсистемы, входящие в функциональную часть, называются функциональными подсистемами АСУ, а подсистемы, входящие в обеспечивающую часть – обеспечивающими подсистемами АСУ.

Задачи функциональных подсистем – это те задачи, ради решения которых и создается АСУ. Они различны для различных видов АСУ, т.е. для АСУТП одни функциональные задачи, а для АСУПХД – другие. В качестве примера рассмотрим состав функциональных подсистем АСУПХД.

Функциональные подсистемы АСУПХД соответствуют видам производственно-хозяйственной деятельности. Каждый производственный объект осуществляет, во-первых, основное производство. Для функционирования основного производства возникает вспомогательное производство. Кроме того, необходимо организовать процессы снабжения и сбыта и т.п.

Каждый из этих процессов представляет собой самостоятельный объект управления.

Таким образом, в состав функциональных подсистем АСУПХД входят, как правило, следующие подсистемы:

1)      Подсистема технико-экономического планирования;

2)      Подсистема оперативного управления основным производством;

3)      Подсистема управления технической подготовкой производства;

4)      Подсистема управления материально-техническим снабжением;

5)      Подсистема управления сбытом и реализацией продукции;

6)      Подсистема управления качеством;

7)      Подсистема бухгалтерского учета и др.

Целью обеспечивающих подсистем является обеспечение решения задач функциональных подсистем АСУ. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от вида АСУ и включает следующие подсистемы:

1)      Информационное обеспечение;

Информационное обеспечение – это совокупность данных, необходимых для решения функциональных задач АСУ, организованных в виде баз и банков данных.

2)      Математическое обеспечение;

Математическое обеспечение – это математические модели, методы и алгоритмы для решения функциональных задач АСУ.

3)      Программное обеспечение;

Программное обеспечение – это комплекс программ, применяющихся в АСУ. Различают общее и специальное программное обеспечение. Общее ПО осуществляет управление работой технических средств и информационной базы. Специальное ПО предназначено для решения функциональных задач.

4)      Техническое обеспечение;

Техническое обеспечение – это комплекс технических средств для сбора, передачи, хранения и обработки информации.

5)      Лингвистическое обеспечение;

Лингвистическое обеспечение – это совокупность языковых средств, используемых для машинной обработки информации и облегчающих общение человека с техническими средствами АСУ.

6)      Эргономическое обеспечение;

Эргономическое обеспечение – это методы и средства, обеспечивающие эффективное взаимодействие с системой всех категорий пользователей и обслуживающего персонала.

7)      Правовое обеспечение и др.

Задание:

Ознакомиться с примерами автоматизации ПОП просмотрев видеоролики. Для этого перейдите по следующим ссылкам:

1. Автоматизация ресторана, кафе. Эксперт: Ресторан —https://www.youtube.com/watch?v=ln6bkJF1dYA&t=1s

2. Presto — автоматизация ресторанов, кафе, столовых — https://www.youtube.com/watch?v=P6M8c5lSODo

3. Автоматизация пекарни mac.pan. Хлебозавод. Цех. Мини-пекарня —https://www.youtube.com/watch?v=Oo1CxHVQr4k

4. Оборудование для кондитерского цеха — https://www.youtube.com/watch?v=LCwVjwCWToY