Тема: Составление схем простых и сложных предложений и составление
предложений по схемам.
1. Повторите теоретический материал по теме.
2. Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала по теме.
3. Выполните задания 1-6.
Выполненное задание отправьте на адрес WhatsApp 8-963-571-99-06
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1) Какие предложения называются сложными?
2) Какие типы сложных предложений вы знаете?
3) Какие предложения называются сложносочиненными?
4) Какие отношения могут быть между частями сложносочинённого предложения?
5) Из каких частей состоят сложноподчинённые предложения? Назовите основные
типы придаточных предложений.
6) Какие предложения называются бессоюзными сложными?
Какими знаками препинания разделяются части в бессоюзном сложном предложении?
Задания для письменной работы:
Задание 1. Продолжите предложения так, чтобы сначала получилось
предложение с однородными членами, затем – сложное предложение. Составьте схемы
предложений.
Тихо качаются кувшинки…
Шел двенадцатый час…
В траве клубника была еще зелена…
Артист поднял смычок…
С утра был солнечный день…
Сумерки медленно наползали на тайгу…
Задание 2. К главному предложению присоедините придаточное. Составьте
схемы получившихся предложений.
Некоторые представители власти до такой степени боят..ся силы слова, что…
Люди приходят в театр, чтобы..
В своей речи он настолько ярко и образно обрисовал сложившуюся ситуацию, что..
Задание 3. Закончите сложносочиненные предложения. Составьте схемы
предложений.
Обычных шумных разговоров и шуток не было, да и …
Небо над головой было очень светлое, а …
Я решил начать работу с утра, но…
Много труда ему предстоит, но зато…
То падал как будто туман, то…
С утра был солнечный день, однако…
Задание 4. Спишите, вставив пропущенные знаки препинания между частями
бессоюзного сложного предложения. Составьте схемы предложений, указывая
смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного.
Желаешь себе добра не делай зла другому.
Самое главное было сделано мы переправились через реку.
Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
Учись, мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы.
Задание 5. Составьте предложения по схемам.
1) [ ], и [ ].
2) [ ], [ ], [ ], и [ ].
3) [ ], но [ ].
4) [ ], (что…).
5) (когда…), [ ], (что…)
Задание 6. Спишите предложенный текст, расставьте недостающие знаки
препинания. Составьте схемы 4 предложений, выделенных в тексте.
В повествование «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголь в…ртуозно ввел
рассказч…ка-пас…чника по прозвищу Рудой Панька. Так окрестили его
миряне-хуторяне. В пасечн…ковой лачу…ке часто собирались добрые люди.
Гост…приимство хозяина располагало к неску…ным беседам, рассказам… Вот бре…жит
огонек в выбеленной хатке. Здесь можно услышать интересные истории, поведанные
д…яком дикан…ской церкви, который славился своей ак…уратностью. Он
никогда не ут…рал нос полой своего бал…хона, вынимал из-за пазухи ак…уратно
сложенный платоч…к, расшитый по всем краям красными нитками и, «исправивши что
следует», складывал его снова.
Часто приходили добрые люди к пас…чнику накануне праздни…ного дня. Н. В. Гоголь
мастерски передает нравы малорос…иян. Мы чувствуем искренний юмор, удал…ство и
в то же время мудрость этого народа. Все люди – талантливые бал…гуры,
выдумщ…ки, здесь есть чему поучит…ся любому уч…ному мужу и доблес…ному писателю-сатирику. Рассказч…к
Рудый Панько доверительно обращается к читателю, приглашая его заехать на
Диканьку: путь будет «премех…нько по столбовой дороге». Звучит
своеобразное обращение селян…на к горожан…ну. Как гост…приимен и добросердеч..н
Рудый Панько! Читатель как бы попадает в сказку, где может оказаться
реальной скатерть-сам…бранка с всевозможными я…твами: медовыми коври…ками,
сахарными пряниками и теплыми лепе…ками. А как прекрасен
тонкий аромат меда, чистого, как слюда. «А пили ли вы, господа, груш…вый квас с
терновыми ягодами или вар…нуху с изюмом и сливами», — восклицает рассказчик.
Мир реальный и фантастич…ский в творчестве Гоголя обр…тает какую-то тайну. Его
проза под стать музыкальным и поэтическим мет…морфозам. Поражает также талант
быт…писателя. Гоголь смог передать мельчайшие подробности быта
украинского народа и в то же время создать особенную лирич…скую атм…сферу,
окружающую рассказчика и его героев.