Тема: Осип Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938)

Задания:

  1. Терминологический словарь запишите в тетрадь
  2. Внимательно изучите лекцию.
  3. Составьте хронологическую таблицу «Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама»
  4. Выберите правильный ответ:

Укажите годы жизни О. Э. Мандельштама.

  1. 1891-1938 гг.
  2. 1892-1939 гг.
  3. 1893-1938 гг.
  4. 1939-1940 гг.

Как назывался первый сборник стихов О. Э. Мандельштама?

  1. «Камень»;
  2. «Цветок»;
  3. «Скала»;
  4. «Кремень».

Выполненное задание отправьте на адрес WhatsApp  8-963-571-99-06

Глоссарий

Акмеизм — модернистское течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее, в отличие от символизма, материальность, предметность тематики и образов с позиции «искусства для искусства.

Антитеза — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, художественный двойник автора. Тот, от чьего лица ведётся повествование в произведении.

Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения.

Лекция

Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве, в семье кожевенных дел мастера. От матери он унаследовал, наряду с музыкальностью, обострённое чувство звуков русского языка. Сам поэт вспоминал: «Что хотела сказать семья? Я не знаю. Она была косноязычна от рождения, — а между тем у неё было что сказать. Надо мной и над многими современниками тяготеет косноязычие рождения. Мы учились не говорить, а лепетать — и, лишь прислушиваясь к нарастающему шуму века и выбеленные пеной его гребня, мы обрели язык» .

В 1900 году Мандельштам поступает в Тенишевское училище, которое заканчивает в 1907 году. В 1908 году Осип Эмильевич уезжает во Францию, поступает в Сорбонну и Гейдельбергский университет.

Впервые его стихи публикуются в журнале «Аполлон» в 1910 году. В 1911 году из-за сложного финансового положения семья Мандельштама возвращается в Петербург.

В 1913 году выходит первая книга стихов поэта под названием «Камень». У поэзии этого сборника свой язык. Здесь особенную ценность приобретает метафора, на которой держится стих Мандельштама. Камень принадлежит миру природы и напоминает о вечности, а ещё — о неподвижности, однако, поднятый на высоту, обретает динамичность. А главное — служит строительным материалом, наводя на мысль о человеческом гении, творящем (в архитектуре, и особенно в скульптуре) на века.

Камень в стихах Мандельштама принадлежит не столько миру природы, сколько миру, творимому руками человека. И воспринимается этот мир как поле деятельности человека, оставляющего здесь свой след, которому иногда суждено бессмертие, как знаменитому собору Парижской Богоматери в стихотворении «NotreDame».

Где римский судия судил чужой народ —

Стоит базилика, и — радостный и первый —

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый лёгкий свод.

Но выдаёт себя снаружи тайный план,

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

Но чем внимательней, твердыня NotreDame,

Я изучал твои чудовищные рёбра,—

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам…

Стихотворение опубликовано в начале 1913 г. в приложении к декларации нового литературного направления — акмеизма, во главе которого были Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Сергей Городецкий. Оно построено на контрастах и противопоставлениях — эта структура продиктована готическим стилем собора. Собор, как совершенный организм, объединяет в себе противоположности. Поэт искренне восхищается мастерством древних зодчих.

В стихах Мандельштама повседневная действительность подводит к истории мировой культуры. Он влюблён в Античность и Средиземноморье. Афродита и Елена, Гомер и Расин, Бах, Диккенс, Сумароков — вот лишь несколько имён, собранных в «Камне».

Падение Российской империи Мандельштам воспринимает как неизбежность, но Октябрьский переворот он оценивает очень резко. В стихотворении «Когда октябрьский нам готовил временщик…» не народ, а «злая чернь» поднимается по призыву «октябрьского временщика», и ненависть и смерть сеют эти призывы.

Среди гражданских бурь и яростных личин,

Тончайшим гневом пламенея,

Ты шёл бестрепетно, свободный гражданин,

Куда вела тебя Психея.

И если для других восторженный народ

Венки свивает золотые —

Благословить тебя в далёкий ад сойдёт

Стопами лёгкими Россия.

Мандельштам не является убеждённым противником новой власти: он уверен в необходимости преображения мира на началах добра, справедливости. В 1914 году писатель избран членом Всероссийского литературного общества. Он работает в «Наркомпросе». В 1918 году его печатают в газетах «Страна», «Вечерняя звезда», «Знамя труда»,

В феврале 1919 года Мандельштам уезжает на Украину, где он знакомится со своей будущей женой, художницей Надеждой Хазиной. Во время гражданской войны они скитаются по России, Украине, Грузии. У Осипа Эмильевича появляется шанс сбежать с белогвардейцами в Турцию, однако он предпочитает остаться на родине. Дважды его арестовывают по нелепым обвинениям, и только благодаря счастливым стечениям обстоятельств ему удаётся спастись.

В 1922 году выходит книга «Tristia» (что в переводе с латинского означает «скорбь») — название, восходящее к «Скорбным элегиям» римского поэта Публия Овидия Назона. В 1925 году появляется автобиографическая повесть писателя «Шум времени».

В начале 1930-х годов поэта перестают печатать: почти одновременно вышедшие в 1928 году книга стихотворений, книга прозы «Египетская марка» и сборник литературно-критических статей «О поэзии» становятся последними. С той поры, если имя Мандельштама и появляется в печати, то только как объект резкой критики и безоговорочного осуждения.

Положение поэта становится всё труднее. Об этом сказано в одном из самых знаменитых стихотворений «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денёк,

Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Петербург! я ещё не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня ещё есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице чёрной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Поэт не собирается мириться с ролью жертвы. Ахматова вспоминает, что в начале 1930-х годов он «отяжелел, поседел, стал плохо дышать, производил впечатление старика, но глаза по-прежнему сверкали. Стихи становились всё лучше, проза тоже».

Мандельштам с поразительной глубиной воссоздаёт атмосферу времени. Поэт всё отчетливее осознаёт, что принадлежность к «высокому племени людей» грозит гибелью. Отсюда в его стихах появляется чувство неизбежной смертельной опасности. Но у него это вызывает не страх, а упорное противостояние упрёкам и угрозам.

Весной 1933 года Мандельштам последний раз посещает Крым. В том же году он пишет стихотворение, которое служит основным, но далеко не единственным основанием для его ареста. Стихотворение это — «Мы живём, под собою не чуя страны…». Поэт читает его в узком кругу.

Мы живём, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, куёт за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него — то малина

И широкая грудь осетина.

В этом стихотворении поэт предпочитает говорить с читателем открытым текстом. Пастернак, выслушав эти строки, говорит: «Это не литературный акт, но акт самоубийства». Арестованный писатель сразу сознаётся в авторстве.

С 1934 по 1937 год писатель находится в ссылке в Воронеже, живёт в нищете, но не прекращает литературной деятельности. В стихах, вошедших в «Воронежские тетради» открывается человеческая судьба: страдания, тоска, желание быть услышанным людьми. В течение многих лет рукописи с риском для жизни хранит вдова поэта.

Отбыв срок ссылки в Воронеже, Мандельштам в мае 1937 года возвращается в Москву. Но вскоре его лишают права на проживание в столице. Для поэта начинается новый, ещё более мучительный, и теперь уже последний круг страданий: без жилья, работы и денег. Вскоре Мандельштама арестовывают по нелепому обвинению в контрреволюционной пропаганде. Его приговаривают к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправляют на Дальний Восток. Там он погибает от тифа 27 декабря 1938 года.