Тема: Художественные особенности поэзии Марины Цветаевой

Задания:

1.Внимательно изучите лекцию.

2. Сделайте конспектлекции в тетрадь.

3. Подготовьте выразительное чтение одного стихотворения на выбор

Выполненное задание отправьте на адресWhatsApp 8-963-571-99-06

Марина Цветаева создала огромное количество произведений: 800 стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, более 1000 писем. Ей суждено было стать летописцем эпохи. Почти не затронув трагической истории 20 века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения современника. Цветаева как бы вобрала в себя все людские трагедии. «Эхо мира» отразилось в её судьбе. Н.Мандельштам в своих дневниках писала: «Я не знаю судьбы трагичнее Марины. Ни один роковой поворот того времени не обошел её стороной». Лирическая героиня дорожит каждым мгновением жизни, каждым переживанием, каждым впечатлением.

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЦВЕТАЕВОЙ.

1. Тема поэта и поэзии. Дар поэта делает человека крылатым, не таким как все, он возносит его над житейской суетой, над временем и пространством, наделяет божественной властью над умами и душами, что приводит к вечному конфликту бытового и бытийного в душе поэта, к двоемирию поэзии. Примирение с миром возможно лишь при отказе от своей «особенности». «Я хочу воскресить весь тот мир – чтобы они не даром жили – и чтобы я не даром жила».

Цветаева обладала удивительным даром — умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Поэты – современники были оценены ею глубоко и оригинально.

2. Тема Родины раскрывается острым чувством к России, природе, ее истории, её национальному характеру в стихотворениях о доме, Москве и России. Первоначально Родиной был родительский дом. Понятие дом — это особый уклад жизни, это живое существо, преданное и понимающее. Затем – Москва – ЭТО ТОЖЕ ДОМ, сосредоточие всех путей, сердце России, открытое всем обиженным, заблудшим, страждущим. Россия была в её крови вместе с бунтующими героинями, цыганами, церквями и Москвой. Символом Родины с ранних лет для поэтессы стала рябина.

3.Тема любви. Это чувство у Цветаевой многолико, настоящее половодье чувств. ОНО не бывает счастливым, это всегда поединок роковой, спор, конфликт, а порой разрыв. Любовная лирика громогласна, масштабна, гиперболична и внутренне драматична.

4. Философская тема. Жить, по Цветаевой, — это идти, страдать, мчаться в бой, всё изведать, испытать. Редкое жизнелюбие парадоксальным образом связано с размышлениями о смерти, уходе из жизни. С ранних лет поэт ощущает тонкость незримой грани, что отделяет бытие от небытия. Желая понять запредельное, Цветаева мысленно пытается перешагнуть эту грань.

5. Близкие люди. Глубокое ощущение родства душ. Духовное наследство: привычка к труду, самозабвенная преданность делу, обостренное чувства долга, глубина переживаний, благородство сердца, яркость и обостренность чувств.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ.

1. Поэзия Цветаевой – это дневник и летопись эпохи. Касаясь одной темы, поэт всегда касается всей жизни.

2. Основной мотив – дисгармония, странничество, одиночество, спор с самим собой, с судьбой, разминованность душ.

3. Стихи Цветаевой – монолог, но монолог не героини, а результат отсутствия собеседника. Безадресность и музыкальность речи – это сущность фольклора.

4. Основной конфликт произведений – это вечное противостояние творца и мещанина, сиюминутного и вечного, быта и бытия. Цветаева утверждает право творца на свой собственный мир, право на творчество.

Лирическая героиня Цветаевой всегда равна её личности, это человек, тонко чувствующий красоту, для которого притягателен и реальный мир, и мир фантазии, мечты, вымысла. Это сильная яркая личность, стремящаяся к активному действию, готовая спорить даже с Создателем.

6. Основные чувства: искренность, экспрессивность, романтический максимализм, одиночество, требование быть принятой и понятой.

7. Способы выражения чувств:

наличие символов (рябина), детали быта, пейзаж, зрительные образы, цветопись, насыщенная звукопись,

фольклорная музыкальность стиха; раешный стих (акцентный стих с парной рифмовкой), неповторимые интонации с использованием пауз, дробление лирического потока на самостоятельные отрезки, богатство ритма от (фольклорных плачей до военных маршей); стилистические и лексические контрасты, многоплановость слова (слово- звук — смысл), расчленение слова на слоги и морфемы, повторы слов, концентрированность, сгущение речи, особое использование знаков препинания.